Будем считать это совпадением — опять про McDonalds 🙂 О самом первом в России, точнее — тогда еще СССР.
Журнал «Мы» за 1990 год. Ольга ЛЯЛИНА побеседовала с ребятами-официантами о плюсах и минусах их работы и планах на будущее.
Для справки:
Макдоналдс — сеть ресторанов быстрого питания. Основана в 1955 году Реем Кроком.
Соглашение о появлении ресторанов «Макдоналдс» в России было подписано в 1988 году. А открытие первого ресторана состоялось в 1990 году в Москве на Пушкинской площади. Fast food разместился в здании, где ранее располагалось культовое для московского студенчества кафе «Лира». Открытие «Макдоналдса» сопровождалось небывалым ажиотажем. Попробовать легендарный «Биг-Маг» стремились сотни советских граждан, которые выстраивались в огромные очереди. Очередь в первый российский «Макдоналдс» вошла в книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная.
31 января 1990 года в СССР открылся первый МакДональдс.
Вот и сама статья:
Москва, Макдоналдс, доброе утро!
Так приветливо отреагировали на мой звонок на другом конце провода.
— Доброе утро, — пришлось мне изменить заготовленное казенное начало делового разговора. — Могу я поговорить с директором?
— Извините, но Марина Алексеевна будет только через полчаса, перезвоните, пожалуйста.
— Огромное спасибо, — сама не знаю, как наградила я свою благодарность безразмерным эпитетом и подумала: «А все-таки приятно, когда к тебе так доброжелательно относятся, прямо хоть еще раз звони».
Наверное, моя логика знакома тем, кто любит бывать в «Макдоналдсе». Ведь со времени открытия ресторана прошло больше полугода: любопытные успели попробовать все блюда, гурманы убедиться, что ничего особенного в них нет. И, кажется, давно бы пора очереди уменьшиться, а то и совсем исчезнуть. Но известный во всем мире как закусочная, «Макдоналдс» с Пушкинской остается местом паломничества. И не такие уж мы обжоры, и не так уж преклоняемся перед заокеанским пышным бутербродом, чтобы изо дня в день пополнять одну из самых длинных очередей. Дело в том, что за последним милиционером, самоотверженно выполняющими свой долг под натиском манящих запахов, начинается мир, пока необычного для нас обыкновенного сервиса.
— Как странно, что у вас улыбаются, и так много молодых, — обращается иностранка к девушке в красном козырьке, которая выполняет ее заказ.
Странно туристке, конечно, не потому, что на родине ее никто не улыбается, а потому что она уже скорей всего имела счастье пообщаться с нашими озлобленными, рано стареющими продавщицами.
А нам-то, мадам, как все это удивительно и непонятно. Начиная с чистых столиков и заканчивая надписью на значке у каждого работника: «Чем я могу Вам помочь?»
Но все-таки самое интригующее — это то усердие, с которым ребята следуют политике ресторана: посетитель должен остаться доволен. Ведь мы уже привыкли к мысли о том, что, во-первых, хорошо у нас работать невозможно, а во-вторых, что молодежь вообще не любит работать. С этим тезисом я готова была поспорить уже после первого посещения «Макдоналдса». Но для любого спора нужны аргументы. Чтобы получить их, я и отправилась в ресторан еще раз, вооружившись диктофоном и директорской визитной карточкой, которая позволяла мне приблизиться к цели, минуя очередь.
Задача у меня была непростая: узнать как можно больше и отнять при этом у ребят как можно меньше рабочего времени. И чтобы не задавать вопросов, близких к анкетным или статистическим, многое про них узнала заранее.
Итак, средний возраст предполагаемых собеседников — 21 год. Всего работает в «Макдоналдсе» 900 человек (в смену — 300). Это те, кто выдержал нешуточный конкурс, ведь подано было примерно 3500 заявлений.
Наш разговор в комнате отдыха «Макдоналдса» начался как раз с приема на работу.
О. Л.: Как можно было убедить «приемную комиссию» в том, что ты подходящая кандидатура?
Юля, 18 лет: Сначала рассматривали наши анкеты, да потом уже все решали на собеседовании, вернее, на двух собеседованиях: одно с нашими, а другое с канадскими менеджерами. Главным было ответить на вопрос: «Почему ты хочешь работать в «Макдоналдсе»?
О.Л.: И что же ты на него ответила?
Юля: Наверное, я ничего особенного не сказала, но мне так хотелось работать, что, видимо, глаза горели.
О.Л.: А что значило условие в анкете прислать свою фотографию? У официанта ресторана должен быть римский профиль?
Лена, 18 лет: Нет, это был не конкурс красоты, хотя внешность тоже имеет значение, влияет на настроение посетителей…
Можно добавить: не только идеальной внешности не требовалось, не имел значения и твой аттестат или бывшая профессия. Ведь ставки на профессиональных продавцов или работников сферы питания сделано не было. За месяц обучения принятые на работу молодые люди постигли тонкости сервиса, по-моему, намного глубже, чем в торговом училище.
О.Л.: С тех пор, как открылся ресторан, прошло уже много месяцев и во всех плюсах и минусах работы официанта «Макдоналдса» вы уже смогли разобраться. Почему ваши боссы так уверены, что вы задержитесь здесь надолго?
Олег, 20 лет: Потому что плюсов гораздо больше. Мы достаточно получаем — два рубля в час. Причем, это — минимум. Если не прогуливать и выполнять все требования, то к этому прибавятся еще месячные, квартальные премии.
О.Л.: А чтобы выполнить все требования, много надо крутиться? Устаете вы за день?
Олег: Выполнять требования — это значит не крутиться, а делать все, как положено. Во-первых, всегда быть вежливым. Если ты работаешь в зале, то постоянно нужно следить за чистотой: убирать подносы, протирать пол. За прилавком — быстро обслуживать и точно рассчитываться: чувствуешь себя довольно напряженно, пока не выработается навык. На кухне много механической работы, и тоже ошибаться нельзя, потому что это — конвейер, где все должно работать четко.
Юля: Мы могли рассчитать свои силы. Предлагался любой удобный график: полная неделя, один — три дня. Школьникам, например, удобно работать вечером. Многие работают, как я, пять рал в неделю по шесть часов.
Андрей, 23 года: Мне кажется, я точнее всех отвечу, почему мы хотим здесь работать. Это единственное место — поверьте моему опыту, — где заработок зависит от того, как ты трудился. Именно трудился, а не перебирал бумажки. Другие положительные моменты — лишь дополнение.
«Другие положительные моменты» — это, как я поняла, помимо осознания своей приближенности к сэру Чизбургеру и мистеру Картофелю-фри. И умалять их значение было бы тоже неправильно. Пока мы разговаривали, в комнату отдыха все время поднимались ребята с такими же, как у посетителей, подносами, только яства на них были бесплатными. Кроме того, в свой выходной день работники «Макдоналдса» могут отобедать в ресторане с десятипроцентной скидкой.
Для ребят арендуют стадионы, устраивают экскурсии. Есть возможность ездить на conventions всех ресторанов «Макдоналдс» в Лондон, Торонто, Лас-Вегас.
Руководители ресторана не ошиблись, решив устраивать для молодежи дискотеки, вечера в лучших залах Москвы. Такой вечер был во дворце молодежи, на корабле.
Такие «положительные моменты» — мечта любого трудоспособного. Но…
О.Л.: Вы не боитесь, что настанет время, когда вы уже физически не сможете выполнять работу официанта «Макдоналдса»? Не случайно же здесь берут только молодых? Что ждет вас потом? Не боитесь, что жизнь уйдет на то, чтобы научиться виртуозно владеть шваброй или с невероятной cскоростью конструировать
Биг Мак? Не бьет такое по честолюбию?
Олег: Какой солдат не мечтает стать генералом? Многие стремятся стать менеджерами и продвигаться по служебной лестнице фирмы, а не ходить всю жизнь в официантах.
Лена: Я сейчас поступаю в коммерческий институт, но из ресторана уходить не собираюсь — поступаю на заочное отделение. А потом, уже с высшим образованием, надеюсь получить здесь более квалифицированную работу.
Андрей: Стать менеджером совсем не просто, но возможно, тем более, что сеть ресторанов будет расширяться.
О.Л.: А что для этого надо?
Андрей: Работать и учиться.
Олег: Здесь нужны наши руки и головы, а какие у тебя связи и кто родители — никого не интересует.
«Макдоналдс» — фирма солидная и не хочет ронять себя в глазах посетителей из-за того, что один неловко подал поднос, а другой забыл улыбнуться. Для того, чтобы постоянно оценивать уровень, существуют специальные контрольные листы. В них отмечается все: внешний вид, сноровка, умение общаться с другими членами бригады. Ты можешь быть прекрасным человеком, но не любить мыть шею. Вполне возможно, что в другом месте второе, в принципе, как и первое, осталось бы незамеченным. Но здесь и то, и другое будет оценено. Такого еще не было, чтобы за ошибки сразу указывали на дверь, наоборот, помогут и научат. Но если ты никак не можешь преодолеть свои недостатки, или не хочешь этого сделать, то с рестораном придется распрощаться. Правда, такого практически не случается. Желание работать хорошо превратилось в привычку.
Кстати, очередь льстит самолюбию ребят, но они предпочли бы, чтоб ее все-таки не было. Как и всего другого, что может испортить настроение посетителей.